ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
С.Б. ИВАНОВУ
Глубокоуважаемый Сергей Борисович!
Я и мои коллеги ценим то, насколько серьезно
Вы подошли к проблеме сохранения популяции дальневосточного
леопарда, как в течение года пытались разрешить ситуацию по трем
особо охраняемым природным территориям (ООПТ), где данный вид
обитает (биосферный заповедник «Кедровая Падь» ДВО РАН, заказник
«Барсовый», подчиняющийся Минсельхозу и заказник «Борисовское
плато», находящийся в ведении Администрации Приморского края).
Действительно, и Министерство природных
ресурсов РФ (МПР РФ) и Российская академия наук (РАН) едины в
понимании необходимости создания в будущем общей охраняемой
территории для сохранения и изучения дальневосточного леопарда. Но
имеются коренные различия в подходе к выбору пути выполнения
поставленной задачи.
Эти различия наиболее четко определились на
совещании по вопросу создания в Приморском крае особо охраняемой
природной территории в целях восстановления популяции
дальневосточного леопарда, которое состоялось в Москве 14.08.08 под
Вашим председательством.
Подход МПР РФ, горячо поддерживаемый
российским отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF) –
«кавалерийским наскоком» объединить три вышеперечисленных ООПТ в
единую охраняемую природную территорию (причем с непонятным
статусом, т.к. в случае признания ее национальным парком происходит
понижение природоохранного статуса биосферного заповедника «Кедровая
Падь»).
Подход РАН - поэтапный путь реформирования, о
чем Вам многократно докладывалось представителями РАН, в том числе и
на последнем совещании 14 августа с.г. Этапы реформирования
включают:
1 Слияние двух, недееспособных на сегодняшний
день, заказников в единую структуру, которая может стать как
заказником «Леопардовый», так и национальным парком «Леопардовый» с
подчинением МПР РФ.
2. Объединение в последующем заповедника
«Кедровая Падь» ДВО РАН и вновь созданной единой ООПТ (заказник или
национальный парк «Леопардовый»), в случае, если МПР РФ удастся
сформировать на основе этих заказников реально жизнеспособную
структуру.
Открывая совещание, Вы категорично обозначили
свою позицию и решимость немедленного и единовременного объединения
всех указанных территорий в единый резерват, что предусматривает
немедленную передачу «Кедровой Пади» в МПР РФ и слияние ее с
полупарализованными заказниками.
Такая позиция по нашему глубокому убеждению
является неприемлемой и представляет реальную угрозу сохранению
дальневосточного леопарда.
На этом совещании Вы, Сергей Борисович,
произнесли принципиально важную фразу: «Мы должны сохранить леопарда
любой ценой». Именно это и заставляет нас четко держаться своих
позиций, т.к. мы в полной мере осознаем, к каким тяжелым
последствиям для дальневосточного леопарда приведет непродуманное
реформирование.
На данном промежутке времени скоропалительная
передача заповедника в МПР РФ недопустима по целому ряду причин.
Главный вопрос - что произойдет при
реорганизации?
Немедленная передача заповедника приведет к
ПАРАЛИЧУ единственной реально работающей природоохранной
структуры (существующей с 1916 года!), благодаря которой и
сохраняется до сих пор дальневосточной леопард, численность которого
в заповеднике в последние годы стабилизировалась.
Из трех ООПТ только в заповеднике в
настоящее время работает полновесный штат охраны (10 чел.) на
территории 18 тыс.га и работает очень эффективно. По данным
Росприроднадзора РФ по дальневосточному федеральному округу (ДВФО)
за последние два года, заповедник по эффективности охраны занимает
2-е место среди всех 25 дальневосточных заповедников. Тогда
как в заказниках эффективная охрана еще не налажена. Там процветает
браконьерство, что представляет наибольшую угрозу для
дальневосточного леопарда. Ежегодно поступает информация о гибели на
территории этих слабоохраняемых заказников, как минимум одной особи
леопарда. На этом фоне первоочередной задачей МПР РФ и является
создание на базе этих заказников реально работающей ООПТ.
Заповедник же, по сравнению с прилегающими
территориями, является последним оазисом покоя, где ежегодно 2-3
самки леопарда стабильно приносят потомство. На время реорганизации
и передачи заповедника в МПР РФ он будет практически оголен, и
леопарды лишатся последней защиты. Реорганизация – это полная
остановка на год и более его практической деятельности на время
переоформления всей документации, комплектования штатов, передачи
материально-технической базы и пр.
Неминуема потеря кадрового потенциала. Перевод
«Кедровой Пади» в МПР (при нынешнем уровне финансового снабжения
ООПТ данным ведомством) приведет к массовым увольнениям из
заповедника ценных кадров, как из штата охраны, так и научного
отдела. Подавляющее большинство сотрудников уже обозначило свою
позицию, что при нынешнем положении дел они не перейдут в МПР и
подадут на увольнение.
Нынешняя ситуация в МПР такова, что в
заповедниках, находящихся в его подчинении, инспектора по охране
заповедной территории получают 3-5 тыс. р. (и вообще финансирование
по оплате труда производится в объемах 80 % от необходимого для
функционирования). Как сообщил один из директоров «МПР-овского»
заповедника (причем далеко не худшего), в их населенном пункте, по
сравнению с другими работающими, у заповедных инспекторов самая
низкая заплата!!! Даже если ее поднять до 8-10 тыс. р., то при
нынешней инфляции это будет нищенское существование. Такая низкая
оплата труда является прямой провокацией к поиску левых или уголовно
наказуемых заработков, лишает возможности набрать качественные
кадры, да и вообще ведет к полной их потере.
Заповедник «Кедровая Падь», находясь в системе
Российской академии наук, включен в число научных учреждений,
выполняющих правительственный пилотный проект (2006-2008 гг.),
который предусматривает поэтапное повышение уровня зарплаты
сотрудникам. Сейчас, на третьем этапе пилотного проекта, зарплата
сотрудников заповедника в 3-4 раза выше, чем у работников охраняемых
территорий, находящихся в подчинении МПР!
Кому мы отдаем «Кедровую Падь»?
Нормально функционирующий и финансово
обеспеченный заповедник в срочном порядке передается в структуру,
явно не готовую в настоящее время сохранить тот высокий уровень
финансирования и технического обеспечения охраны и научных
исследований, который ныне имеется у заповедника.
Хотя МПР внешне проявляет большую активность в
стремлении перевести заповедник в свое подчинение, но… «… король то
голый…».
Наглядный тому пример, ситуация с
национальными парками «Удэгейская легенда» и «Зов тигра»,
образованными в прошлом году в Приморском крае. Было написано и
произнесено много красивых и правильных фраз о крайней необходимости
создания данных парков, ныне же мы наблюдаем слабейшее
финансирование, мизерные зарплаты, постоянно протянутую руку со
стороны национальных парков в сторону различных международных
фондов.
На совещании 14 августа с.г. представители МПР
не смогли озвучить какой-либо реальный план создания новой
природоохранной структуры. В своих выступлениях им не удалось
предложить внятную схему решения кадровых, материально-технических и
финансовых вопросов (кстати, бюджет следующего финансового года уже
расписан). Не согласованы с Российской академией наук и не
отработаны механизмы передачи. Следовательно, в этих условиях
передача неприемлема.
Интересно, что директор Амурского отделения
WWF Ю.А. Дарман сразу же после проведенного Вами совещания, разослал
по СМИ (вкупе с пресс-релизом) «План сохранения и восстановления
популяции дальневосточного леопарда».
Например, несколько первых пунктов из этого
плана:
1.
Объединить существующие заповедник «Кедровая падь»,
федеральный заказник «Барсовый» и краевой заказник «Борисовское
плато» в единую федеральную ООПТ («Земля леопарда») со штатом не
менее 100 человек и федеральным бюджетом не менее 15 миллионов
рублей (!).
2.
Обеспечить целевое финансирование создания инфраструктуры
центральной усадьбы ФГУ «Земля леопарда» в п.Барабаш (!).
3.
Обеспечить государственную поддержку (!) программ
развития экопросвещения и экотуризма на базе ФГУ «Земля леопарда» (инвестиции
в инфраструктуру).
4.
Присоединить к «Земле леопарда» два участка за системой
пограничных инженерных сооружений к юго-востоку и северо-западу от
ООПТ (!) (от границы с КНДР до Полтавского заказника – 40 тыс.
га) для создания экологического коридора вдоль границы с КНР.
И так далее, всего 19 пунктов. Почему же «рулит»
в данном вопросе WWF, а не государственные структуры?
Заметим, что наш заповедник со штатом в 32
человека и территорией 18 тыс. га уже имеет в настоящее время
бюджет в 10,5 млн. р.
Нам же предлагается на площадь, более 180
тыс. га и со штатом в 100 чел. выделить 15 млн. р.
в год. Это будет барахтанье, а не реализация программы по спасению
леопарда (или нам надо начинать тренироваться в протягивании рук
за подачками в международные фонды?).
Вы абсолютно верно разобрались в ситуации с
заказниками. Вы правы, что приведение их в жизнеспособное состояние
(а это 9/10 площадей, где обитает леопард) - самая важнейшая задача.
Но пока будет проходить их реорганизация, заповедник и будет стоять
на защите леопарда, как он стоит и сейчас, как единственная
полнокровно функционирующая природоохранная единица на данной
территории. Дальневосточное отделение РАН и администрация
заповедника «Кедровая Падь» несут и готовы нести полную
ответственность за сохранением дальневосточного леопарда на
вверенной им территории. Кроме этого, «Кедровая Падь» готова взять
на себя научно-методическое руководство по отношению к вновь
создаваемой (на основе 2 заказников) ООПТ.
Уважаемый Сергей Борисович, проигнорировав
мнение специалистов в области природоохранной деятельности и мнение
ученых РАН, Вы приняли решение о скоротечной передаче заповедника «Кедровая
Падь» в ведение МПР и, таким образом, взяли на себя огромную ЛИЧНУЮ
ответственность за сохранение самой красивой кошки нашей планеты для
последующих поколений.
Безусловно, Вы хотели, как лучше….
С уважением,
Директор заповедника «Кедровая Падь» ДВО РАН
к.б.н. Ирина Владимировна Маслова
|